Самостоятельность

Общество друзей корейского народа

имени Ким Ир Сена и Ким Чен Ира​

Труд товарища Ким Чен Ира (1990 год) «К НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ СОЦИАЛИЗМА»

Трудящиеся всего мира, соединяйтесь!

КИМ ЧЕН ИР
К НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ СОЦИАЛИЗМА

Речь перед ответственными работниками ЦК
Трудовой партии Кореи
30 мая 1990 года

В последнее время империалисты буквально впадают
в истерику, пытаясь уничтожить социализм. В такт беспрецедентно усиливающимся антисоциалистическим про-
искам империалистов поднимают голову разношерстные
идеологические течения, искажающие и отрицающие
идеалы социализма. Усиление антисоциалистических
идеологических течений в ряде стран влечет за собой
серьезные последствия – разрушение социалистического
строя и капитализацию общества. Подобная ситуация
возникает, главным образом, в тех странах, в которых
люди, формально считая до сих пор марксизм-ленинизм
своим руководящим компасом, на деле не придерживались революционных принципов рабочего класса и не
сумели творчески разработать свою линию и политику в
соответствии с изменениями реальных условий.

Однако страны самостоятельной ориентации и ныне
неизменно придерживаются революционных принципов
рабочего класса и идут курсом социализма. И марксизм-
ленинизм эти страны применяли с творческих позиций, в
соответствии со своими реальными условиями и, будучи
независимыми от чужой практики, не следовали ей слепо.
Социализм – это такое общество, которое зиждется на
революционных идеях рабочего класса. Развитие социализма гарантируется научностью, революционностью и реальностью тех идей и теории, на которых он основывается.

Социализм надо защищать и развивать в ожесточенной
борьбе с врагами всех мастей и оттенков. А для этого следует постоянно развивать и совершенствовать революционные идеи и теорию рабочего класса в соответствии с велением времени и требованиями развития революции.

Мы руководствуемся идеями чучхе и потому смогли
наиболее успешно решить вопрос укрепления и развития
идеологических основ социализма. Если бы мы не взяли
на вооружение идеи чучхе и следовали по чужим стопам,
то не смогли бы построить самый передовой в мире, самобытный социализм нашего образца.

В наши дни социализмом, гарантирующим самый стабильный в мире политический статус и придающим живой импульс всем сферам жизни, является именно наш социализм, воплощающий в себе идеи чучхе. Наш социализм как раз благодаря тому, что он основывается на идеях чучхе, не испытывает колебаний даже в обстановке непрерывного давления и клеветнических нападок империалистов и других реакционеров и уверенной поступью движется вперед путем побед. Поддержка и доверие народа к нашему социализму непоколебимы. Сейчас народы многих стран мира не скрывают своего восхищения нашим социализмом, называя его «образцовым социализмом» и «самобытным социализмом». Жизнь убедительно свидетельствует о том, что именно идеи чучхе, на которых зиждется наш социализм, представляют собой самое великое учение.

Наивысшая честь, самое большое счастье для нас – то, что идеологической основой нашего социализма стали великие идеи чучхе. Наш долг – храня эти чувства, основательно вооружиться идеями чучхе, последовательно защищать и претворять их в жизнь.

При этом важное значение имеет правильное понимание самобытности и преимуществ революционных идей
великого вождя товарища Ким Ир Сена, идей чучхе.

Я уже давно отметил, что для понимания отношений
между марксизмом-ленинизмом и идеями чучхе следует исходить из их самобытности, рассматривая вопросы во
взаимосвязи с преемственностью. Это значит, что при рас-
смотрении революционных идей товарища Ким Ир Сена,
идей чучхе следует сделать главный упор на их самобытность. Идеи чучхе нельзя рассматривать как простое
унаследование и развитие марксизма-ленинизма. Их надо
признать новыми, самобытными идеями. Под необходимостью понимания отношений между идеями чучхе и
марксизмом-ленинизмом в связи с преемственностью
подразумевается то, что идеи чучхе не противоречат мар-
ксизму-ленинизму и что должны быть признаны его ис-
торические заслуги.

Мы признаем исторические заслуги марксистского
диалектического материализма – преодоление идеалистического, метафизического реакционного мировоззрения.

Однако мы не рассматриваем его как совершенную философию рабочего класса. Мы признаем исторические заслуги марксизма-ленинизма – обоснование неизбежности
гибели капитализма и закономерности победы социализма, освещение идей и теории строительства идеального
бесклассового общества, свободного от эксплуатации и
гнета. Однако мы не рассматриваем его как законченную
коммунистическую революционную теорию рабочего
класса. До сих пор мы, конечно, не так уж много говорили об ограниченностях марксизма-ленинизма. Однако в наши дни, когда они заметно обнажились, необходимо подвести наших работников к их ясному пониманию. Это позволит им глубже осознать самобытность и преимущества революционных идей вождя, идей чучхе и еще настойчивее укреплять веру в социализм нашего образца, основанный на идеях чучхе.

Революционные идеи, разработанные великим вождем
товарищем Ким Ир Сеном, – это целостная система
чучхейских идей, теорий и методов. Это совершенно самобытные, великие революционные идеи, которые по праву
называются дорогим именем товарища Ким Ир Сена.

Идеи чучхе, созданные товарищем Ким Ир Сеном, –
это самобытные философские идеи.

Первоначально философия рабочего класса была создана Марксом. Марксистская философия критически унаследовала и развила предшествующую философию. Отбросив
все антинаучное и реакционное из арсенала материализма
и диалектики предшествующего периода, унаследовав и
развив их рациональные компоненты, Маркс разработал
диалектический материализм и, применив его к практике
общественно-исторического развития, создал исторический материализм. Чтобы освободить рабочий класс, только-только заявивший о себе на исторической арене, от старого, реакционного мировоззрения, Маркс направил главные свои усилия на критический пересмотр старого философского учения. Маркс дал научный ответ на вопрос об отношениях материи к сознанию, бытия к мышлению, который в то время не находил правильного решения в ходе бесконечно повторявшихся дискуссий, и на этой основе развернул свое философское учение.

С переходом к эпохе самостоятельности история потребовала усовершенствовать мировоззрение рабочего класса на новых началах. Основные характерные черты эпохи  самостоятельности заключаются в том, что народные массы выступают как хозяева своей судьбы. Эта эпоха потребовала и от философии точно осветить место и роль человека как хозяина своей судьбы. Философия чучхе, отвечая на такое требование эпохи самостоятельности, по-новому поставила свой основной вопрос, выдвинув вопрос о месте и роли человека в мире. Философия чучхе, конечно, содержит в себе необходимые положения марксистского диалектического материализма. Однако философия чучхе – это самобытная философия: она по-новому поставила сам основной вопрос философии, а затем систематизировала ее составные части и содержание также на новых началах.

Философия чучхе поставила в центре своего учения
философский принцип, который гласит: человек хозяин
всего, он решает все. Таким образом, был дан самый верный ответ на вопрос о месте и роли человека в мире.

Чучхейский философский принцип вызвал новый поворот во взглядах на общественно-историческое развитие.

Основоположники марксизма преодолели идеалистические, метафизические взгляды на общественно-историческое развитие, служившие оправданию реакционного эксплуататорского строя, поставили перед собой как главную задачу – применить диалектико-материалистические положения и к сфере общественно-исторического развития. Они обосновали взгляд: общество, так же как и природа, существует объективно, оно изменяется и развивается, следуя общим закономерностям развития материального мира.

Однако они не смогли дать точного выяснения существенных различий между движением природы и социальным движением, не смогли осветить специфику закономерностей, свойственных общественно-историческому движению. В деле усовершенствования взглядов рабочего класса на общественно-историческое развитие новая эпоха выдвинула самое важное требование – осветить закономерности, свойственные общественно-историческому движению, субъектом которого являются трудящиеся массы. Эта историческая задача была успешно решена философией чучхе.

Философия чучхе применила к практике общественно-
исторического развития свой философский принцип: человек хозяин всего, он решает все. Таким образом, она
осветила новые положения: субъектом истории являются
народные массы; социально-историческое движение есть
самостоятельное, творческое и сознательное движение
народных масс.

Вышеупомянутый чучхейский философский принцип
и воплотившие его в себе чучхейские положения об общественно-историческом развитии исходят из научного
выяснения существенных особенностей человека. Идеи
чучхе впервые в истории обосновали, что человек является
общественным существом, обладающим самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью.

На этой основе и был освещен самый верный путь к решению судьбы человека.

Товарищ Ким Ир Сен создал идеи чучхе не для того,
чтобы просто выдвинуть новую философскую теорию, а
для определения самого правильного пути к решению
судьбы нашего народа. Весь процесс развития корейской
революции был процессом претворения в жизнь идей
чучхе, именно в этом кроется основной секрет укрепления и развития нашего социализма как самого превосходного социализма. Самобытность и преимущества идей
чучхе находят свое яркое выражение в преимуществах
социализма нашего образца.

Основное преимущество социализма нашего образца
состоит в том, что в этом обществе в фокусе внимания
находится человек, то есть обо всем мыслят, поставив в
центр внимания человека, и все ставится на службу человеку. Преимущества социализма нашего образца определяются идеями чучхе, которые ставят человека в центр
внимания.

Наш социализм ярко воплощает в себе существенные
требования человека как самостоятельного общественно-
го существа.

Человек как самостоятельное общественное существо,
исходя из своей природы, требует освобождения от всяких форм порабощения, стремится жить и развиваться
самостоятельно. Социальное движение есть движение за
осуществление самостоятельности народных масс. Разви-
тие общества состоит в том, что постоянно углубляется
процесс борьбы за осуществление самостоятельности
народных масс. В этом и состоит одна из существенных
особенностей социального движения.

При рассмотрении процесса общественно-исторического развития марксизм взял за основу объективные материально-экономические условия, и потому он рассматривал развитие общества как историю замены одного способа производства другим вследствие действия закона соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Следуя подобному взгляду, неизбежно подходишь к выводу: с утверждением социалистического способа производства революция может считаться в основном выполненной, так что остается только вести работу по укреплению и развитию социалистического способа производства. Вот в чем, можно сказать, состоит одна из причин того, что хотя классики марксизма-ленинизма выдвинули немало положений о непрерывном развитии буржуазно-демократической революции в социалистическую, но они так и не смогли конкретно показать как закономерную непрерывность революции, продолжающейся после осуществления социалистической революции вплоть до построения коммунизма. Положения марксистского материалистического взгляда на историческое развитие не дают правильного ответа на вопрос о революции, происходящей после установления социалистического строя. Практика социалистического строительства показывает: если после утверждения социалистического строя не продолжать революцию в области идеологии и культуры, то будет невозможно в полной мере выявлять преимущества социализма, довести дело осуществления самостоятельности народных масс до победного конца.

Идеи чучхе открыли новую истину – что революционная борьба всегда является борьбой за осуществление
самостоятельности трудящихся масс и что революция
должна продолжаться до полного ее осуществления. Таким образом, было дано и научное выяснение вопроса о
непрерывности революции в социалистическом обществе.

Самостоятельность народных масс полностью осущест-
вится лишь в том случае, когда будут устранены старые
производственные отношения и народные массы освободятся не только от социально-политического гнета, но и от оков природы, старой идеологии и культуры. С установлением социалистического строя народные массы освобождаются от социально-политической зависимости, но они пока еще не могут высвободиться из оков природы, старой идеологии и культуры. Это связано, главным образом, с наследием, доставшимся от старого общества.

И после установления социалистического строя на про-
тяжении определенного исторического периода сохраня-
ется отсталость старого общества в сферах идеологии,
техники и культуры, и она служит главным препятствием
на пути полного осуществления требования самостоятельности народных масс. Значит, и после утверждения социалистического строя необходимо продолжать революцию в сферах идеологии, техники и культуры для ликвидации наследия, оставленного старым обществом. Наша партия и наш народ, высоко неся знамя непрерывной революции, последовательно претворяют в жизнь линию на проведение трех революций – идеологической, технической и культурной – и тем самым непрерывно укрепляют уже завоеванные прочные самостоятельные позиции, успешно осуществляют дело самостоятельности народных масс.

Наш социализм ярко воплощает в себе существенные
требования человека как творческого общественного су-
щества.

Человек является общественным существом, существенным свойством которого является не только самостоятельность, но и способность к творчеству. Поэтому он стремится жить и развиваться как самостоятельно, так и творчески. Человек, ведя творческую деятельность по преобразованию природы и общества, непрерывно оттачивает свои творческие способности.

Марксизм, придавая решающее значение в деятельности общественного человека материальному производству и социально-экономическим отношениям, рассматривал развитие общества как естественно-исторический
процесс, подчиненный объективным законам, главным
образом, законам развития материально-экономических
условий. Поэтому он не мог уделять должного внимания
вопросу повышения творческой способности и роли народных масс. В деле преобразования природы и общества
человек, конечно, опирается на объективные законы. Однако он не просто подчиняется объективным законам, а
сам по своей воле познает и использует их. Человек обладает неиссякаемой творческой способностью к преобразованию природы и общества в соответствии со своим
стремлением к самостоятельности, используя объективные законы. На определенных исторических стадиях возможности и способности человека преобразовывать мир ограничены, но его творческая способность и роль в этом деле непрерывно возрастают. Развитие общества происходит, в конечном счете, по мере роста творческой способности и роли народных масс.

Партия рабочего класса должна обращать большое внимание на повышение творческой способности и роли человека в познании и правильном использовании им объективных законов. Практика социалистического строительства показывает: если не налаживать работу по повышению творческой способности и роли человека, то нельзя успешно вести революцию и строительство социализма. В нашей стране большое внимание уделяется этому вопросу, что привело к
успешному его решению. И все трудящиеся с сознанием
своей роли как хозяев революции и растущими творческими способностями наращивают темпы революции и строительства социализма.

Наш социализм максимально выявляет также сознательность человека – сознательного общественного существа.

Сознательность – важное свойство человека; его само-
стоятельность и способность к творчеству обеспечивают-
ся его сознательностью.

На протяжении истории между сторонниками прогресса и реакционерами шли острые дискуссии по вопросу о сознании человека. Идеалисты мистически абсолютизировали дух, представляя его как субстанцию, существующую независимо от материального бытия. Материалисты же, выступая против идеализма, то есть мистического подхода к духу, выдвинули теорию отражения, гласящую: дух есть отражение материального мира. Это, конечно, было шагом вперед в борьбе против мистического подхода к духу, однако не стало научным выяснением роли сознания. Маркс показал, что общественное сознание определяется общественным бытием и само оказывает активное обратное воздействие на общественное бытие, но не смог выяснить решающую роль идейности в человеческой деятельности.

Идеи чучхе впервые дали обоснование того, что решающая роль в деятельности человека принадлежит его идейности. Деятельность человека происходит в определенных материальных условиях и сознание отражает материальный мир, но его роль не ограничивается простым отражением материального мира и обратным воздействием на него. Сознание определяет всю деятельность человека. В основе всего мышления и всей деятельности человека лежит его идейность. Идейность играет решающую роль во всей познавательной и практической деятельности человека.

Человек обладает самостоятельным сознанием, так что сам по своей воле познает объективный мир и развертывает творческую деятельность.

Роль идейности зависит от ее характера и содержания.
Ими определяется вся деятельность человека: его позиция и подход к делу, методы и стиль работы, атмосфера жизни. Самостоятельная, революционная сознательность
способствует революционной борьбе за самостоятельность, за революционное преобразование природы и общества. Реакционная же идейность оказывает реакционное воздействие: она попирает самостоятельность народных масс, сковывает процесс развития общества.

Решающим фактором успеха и победы в революционной борьбе является организованная сила народных масс,
вооруженных революционными идеями. Революция по-
бедила в тех странах, в которых объективные материаль-
но-экономические условия были менее зрелыми. Этот
исторический факт свидетельствует о том, что решающей
силой, продвигающей вперед дело революции, является
именно революционная сознательность масс. Роль идей-
ности человека постоянно возрастает в социалистическом
обществе, где народные массы стали хозяевами общества.

Поскольку вся деятельность человека определяется
его идейностью, то для мощного продвижения вперед
дела революции и строительства нового общества нужно
ставить во главу угла идейную перестройку. Наиболее
активным средством преобразования сознания человека
является идеологическая революция. Ее проведение –
закономерное требование строительства социализма и
коммунизма; это самая важная революционная задача
партии и государства рабочего класса, встающая после
установления социалистического строя. Идеологическая
революция освобождает всех членов общества от всяких
оков старых идей и делает их надежными революционе-
рами коммунистической формации. Это ведет к значи-
тельному укреплению субъекта революции, к успешному
осуществлению дела социализма и коммунизма.

В деятельности человека решающую роль играет
идейность человека, и потому основу противоборства
между прогрессом и реакцией, между революцией и
контрреволюцией всегда составляет борьба идеологий. И
гнусные попытки империалистов протащить в страны
социализма прогнившую буржуазную идеологию нацеле-
ны именно на то, чтобы подорвать идеологические основы социализма, дезорганизовать его изнутри. Самым
мощным оружием пресечения антисоциалистических ак-
ций империалистов является революционная идейность
народных масс. Несмотря на это, в прошлом во многих
странах пренебрежительно относились к идеологической
работе и допускали проникновение буржуазной идеологии, что создало серьезную ситуацию – поставило под угрозу дело социализма. Исторический урок учит: чем яростнее пытаются империалисты насадить внутри социалистических стран реакционную буржуазную идеологию, тем усиленнее должна быть работа по решительному предотвращению ее влияния и вооружению всех членов общества революционными идеями.

В нашей стране под руководством партии взяла мощный разбег идеологическая революция, благодаря чему во всем обществе царит революционный дух чучхе. И естественно, что таким образом полностью срываются любые попытки империалистов и других реакционеров внести в нашу среду
буржуазные идеи и наш социализм в полной мере проявляет свою жизненную силу.

Наш социализм ярко воплощает в себе коллективистс-
кие требования человека как общественного существа.
Человек есть общественное существо: он живет и дей-
ствует в системе общественных отношений. Человеку по
природе присуще требование коллективизма, ибо он как
общественное существо может успешно решать свою
судьбу только в общественном коллективе. Самостоя-
тельность, способность к творчеству, сознательность че-
ловека могут в полной мере проявляться только на базе
коллективизма.

Маркс, определив сущность человека как совокупность общественных отношений, показал, что жизнь людей протекает в рамках сложившихся между ними обще-
ственных отношений. Но он не смог выяснить, что чело-
век как член общественного коллектива сам по своему
существу требует коллективизма. Идеи чучхе впервые
выяснили, что человек может жить плодотворной жизнью
и успешно выполнять свою творческую роль лишь в об-
щественном коллективе. Таким образом, в идеологии
чучхе по-новому освещены коллективистские требования
человека.

Плодотворной для человека может быть лишь жизнь,
служащая интересам общественного коллектива. Такая
жизнь человека как одного из членов общественного кол-
лектива складывается выполнением им своей роли и обя-
занностей перед коллективом, подкрепляется любовью и
доверием коллектива. Посягательство на интересы кол-
лектива, корыстолюбие тех, кто стремится только сам
жить в благополучии, что бы ни стало с общественным
коллективом, – это фактически ничем не отличается от
поведения животных.

Коллективизм необходим не только для плодотворной
жизни человека как одного из членов общественного кол-
лектива. Он представляет собой также основную предпо-
сылку приумножения мощи общественного коллектива.
Сила народных масс – субъекта социального движения –
зависит от меры выявления коллективизма. Народные мас-
сы, не сплоченные воедино, не могут проявить свою силу
как субъекта революции. Отдельный человек может дейст-
вовать как один из членов коллектива, но он не может в
одиночку быть субъектом революции, отвечающим за со-
циальное движение и продвигающим его вперед. Люди не
в индивидуальном порядке, а лишь силами коллектива мо-
гут успешно вести преобразование природы и общества и в полной мере осуществлять свою самостоятельность. Мо-
гучим субъектом социального движения являются народ-
ные массы, сплоченные на основе коллективизма.

И в прошлые времена людей объединяли идеи коллек-
тивного сопротивления в борьбе против иноземных за-
хватчиков и эксплуататорских классов, и люди проявляли
красоту духа, объединенными усилиями преодолевая
трудности и изменяя жизнь к лучшему. Однако в условиях
эксплуататорского общества, основанного на частной соб-
ственности, коллективизм не мог получить своего обоб-
щенного выражения как направления общественной мыс-
ли. В частности, правящий реакционный класс, страшась
сплочения народа, сковывал проявления коллективизма у
народных масс и насаждал среди них индивидуализм.

Коллективизм, отвечающий сущностным требованиям
человека как общественного существа, лишь после всту-
пления рабочего класса на историческую арену стал ос-
новой его идей, доминирующей идеей в социалистиче-
ском обществе. Социализм – это общество, основанное на
коллективизме. В этом и состоит одно из существенных
преимуществ социализма перед капитализмом. По самой
своей природе социализм должен идти курсом укрепле-
ния коллективизма. Это позволит ему более полно выяв-
лять творческую силу народных масс, полностью осуще-
ствлять их самостоятельность.

Практический опыт показывает: если не сообразовывать действия с сущностными требованиями социалистического общества, не придерживаться твердо курса коллективизма и идти дорогой насаждения индивидуализма, то это повлечет за собой серьезные последствия, ввергнет социализм в опасность.

Концепция о том, что социалистическое общество зиждется на коллективизме, не означает, что можно игнорировать интересы отдельного человека. В социалистическом обществе уважают не только коллективные, но и личные интересы. В этом обществе они совпадают друг с другом. В интересах коллектива есть и доля личных.

Коллективизм выступает не против интересов отдельной
личности, а против попыток пренебрегать коллективными
интересами ради личных. Коллективизм требует ставить
интересы коллектива на первый план. В нашем социали-
стическом обществе, где претворены в жизнь идеи чучхе
и человек считается самым дорогим, уважают не только
коллективные, но и личные интересы, проявляя макси-
мальную заботу о каждом человеке.

Коллективизм достигает наивысших вершин в жизни
общественно-политического организма, который образу-
ет единство вождя, партии и масс. В нем коллективизм
проявляется на основе единства идей и воли, чувства мо-
рального долга, единомыслия партии и масс и их тесного
сплочения вокруг вождя, олицетворяющего волю обще-
ственного коллектива. Все трудящиеся нашей страны,
надежно вооруженные идеями чучхе и единодушно спло-
ченные вокруг партии и вождя, самоотверженно борются
во имя партии и вождя, во имя Родины и народа.

Огромное преимущество социализма нашей страны заключается именно в том, что все члены общества основательно вооружены идеями чучхе и единой мыслью сплочены вокруг партии и вождя, что они наслаждаются полноценной самостоятельной и творческой жизнью, помогая друг другу и подтягивая один другого.

Факты жизни убедительно свидетельствуют о том, что
лишь на основе идей чучхе может быть построен самый
превосходный социализм, отвечающий сущностным тре-
бованиям человека.

Революционная теория, разработанная товарищем
Ким Ир Сеном, – это совершенная коммунистическая ре-
волюционная теория.

Марксизм-ленинизм не свободен от ограниченности
не только в сфере мировоззрения, но и в области теории
социализма и коммунизма. Раскрыть и показать суть
коммунистического общества, идеального общества че-
ловечества – дело не из легких. Тем более затруднительно
было это сделать в условиях капиталистического общест-
ва, когда еще ни в одной стране строительство социализ-
ма и коммунизма не стало практической задачей: как тут
выйти за рамки прогнозов и гипотез? К. Маркс, действуя
в условиях капиталистического общества, проанализиро-
вал его противоречия и на этой основе теоретически до-
казал неизбежность гибели капитализма и перехода от
него к социализму, выдвинул революционную теорию,
нацеленную на свержение капитализма. В. И. Ленин на
основе анализа кризиса и противоречий империализма
как капитализма, перешагнувшего на стадию монополии,
обосновал возможность победы социализма в одной, от-
дельно взятой, стране и выдвинул революционную тео-
рию, нацеленную на утверждение социалистического
строя. Однако основоположники марксизма-ленинизма,
будучи скованы временными ограничениями, не смогли
выдвинуть законченную теорию социализма и ком-
мунизма. Для основоположников марксизма вопрос о
дальнейшем усовершенствовании теории социализма и
коммунизма не стоял как очередной практический во-
прос, да у них и не было накоплено практического опыта
в этом направлении. В. И. Ленин впервые в мире повел
пролетарскую революцию к победе и, обобщив свой
опыт, развил марксизм, но его опыт был слишком незрел,
чтобы выдвинуть совершенную теорию социализма и
коммунизма.

Исторические условия наших дней в корне отличают-
ся от того времени, когда действовали основоположники
марксизма-ленинизма. Во многих странах свершились
социалистические революции, было развернуто социали-
стическое строительство, накоплен разнообразный опыт.
В арсенале опыта строительства социализма в ряде стран
имеются не только опыт успехов, но и уроки поражений,
не только замечательные завоевания, но и недостатки.
Весь комплекс накопленного опыта и извлеченных уро-
ков служит фундаментом для усовершенствования ком-
мунистической революционной теории на основе их ана-
лиза, подытоживания и обобщения.

Социализм и коммунизм отличаются друг от друга
только степенью их развития и зрелости. Это общество
одной и той же формации, имеющее общие политико-
экономические и идеологические основы. Социализм –
низшая фаза коммунизма, его существенная черта – ком-
мунистический характер. Стало быть, процесс дальней-
шего развития и совершенствования социализма – это и
есть процесс строительства коммунизма. В наши дни,
можно сказать, есть условия для создания совершенной
коммунистической революционной теории путем обоб-
щения практического опыта социалистического строи-
тельства.

Историческая задача усовершенствования революци-
онной теории коммунизма успешно решена в наше время
благодаря тому, что товарищ Ким Ир Сен разработал на
основе идей чучхе революционную теорию и соответст-
вующие методы руководства.

Коммунистическая революционная теория, разработанная товарищем Ким Ир Сеном в процессе претворения в жизнь идей чучхе, – это такая теория революции, в фокусе которой стоят трудящиеся массы, это стратегия и тактика революции, основанная на признании их роли.

Это и есть совершенная коммунистическая революцион-
ная теория, в которой всесторонне освещены теоретиче-
ские разработки по вопросам национального освобожде-
ния, классового освобождения, освобождения человека, а
также по вопросам преобразования общества и природы,
воспитания нового человека.

Благодаря чучхейской революционной теории, разрабо-
танной товарищем Ким Ир Сеном, самобытно системати-
зированы теоретические вопросы антиимпериалистической
национально-освободительной революции, антифеодаль-
ной демократической революции и социалистической ре-
волюции, всесторонне освещены новые теоретические
проблемы строительства социализма и коммунизма. Мар-
ксистско-ленинская теория строительства социализма и
коммунизма была сильно запутана оппортунистами. Из-за
этого в строительстве социализма дали о себе знать откло-
нения вправо и влево, в ряде стран социализм был вынуж-
ден переживать серьезные, как говорится, родовые муки и
даже терпеть поражения. Сама эпоха выдвинула острые
теоретические и практические вопросы, которые были ус-
пешно решены товарищем Ким Ир Сеном. Его революци-
онная теория по вопросам строительства социализма и
коммунизма освещает все проблемы, начиная с облика
коммунистического общества, закономерного пути к нему,
стратегической цели и линии в строительстве социализма
и коммунизма и кончая боевыми установками и конкрет-
ными решениями задач во всех областях революции и
строительства нового общества.

Учение по вопросам о чучхейских методах руковод-
ства, самобытно разработанное товарищем Ким Ир Сеном,
исчерпывающе выяснило весь комплекс проблем руко-
водства революцией и строительством нового общества,
начиная с принципов руководства и кончая вопросами
методов и стиля работы. Особо надо отметить, что нова-
торское выяснение и всесторонняя систематизация про-
блем методов руководства строительством социализма
и коммунизма имеют очень важное значение. Теория
руководства, революционные методы деятельности,
кимирсенский стиль работы, выработанные великим вождем,
прокладывавшим путь к победе корейской революции,
служат могучим оружием для победы дела социализма и
коммунизма. Чучхейская теория руководства и кимирсенский
стиль работы позволили нашей партии добиться едино-
душия и сплоченности вождя, партии и масс и мощно
продвигать вперед дело социализма и коммунизма.
Да, созданные товарищем Ким Ир Сеном чучхейские
идеи, теории, методы являются самыми правильными
руководящими идеями, руководящими теориями, руково-
дящими методами строительства социализма и комму-
низма в нашу эпоху.

Чучхейские идеи, теории, методы представляют собой
блестящий плод гениального ума товарища Ким Ир Сена,
итог его необычайно богатого, большого опыта. По-
стоянно изменяется эпоха, жизнь требует новых револю-
ционных идей и теорий, однако выдвинуть их может не
всякий. Они создаются лишь вождем рабочего класса,
человеком выдающегося ума. Только выдающийся вождь
рабочего класса может предложить новые идеи, разрабо-
тать новые теории и методы на основе глубокого пони-
мания требований времени и стремлений народа, обобщения опыта революционного движения, лишь он может
воплощать их в практике, непрерывно обогащать и со-
вершенствовать их. Товарищ Ким Ир Сен, обобщив ве-
ление эпохи самостоятельности и стремление народных
масс к самостоятельности, давно создал бессмертные
идеи чучхе и претворил их в жизнь, накопив тем самым
богатый практический опыт и совершив бесценные под-
виги во всех сферах революции и строительства нового
общества. Более 60 лет возглавляя революцию, он мудро
направлял социальную революцию на всех ее этапах и
дело строительства нового общества во всем многообра-
зии его направлений, накопил в этом процессе самый со-
лидный, богатый практический опыт, совершил большие
подвиги. Обобщив все это, он всесторонне усовершенст-
вовал чучхейские идеи, теории и методы.

Современная действительность всесторонне подтвер-
ждает, что лишь на основе чучхейских идей, теорий, ме-
тодов, разработанных товарищем Ким Ир Сеном, можно
вести дело социализма к блестящим победам. Благодаря
своей правдивости и великой жизненности чучхейские
идеи, теории, методы стали самыми правильными обще-
признанными руководящими идеями, руководящими тео-
риями, руководящими методами нашего времени в рево-
люции и строительстве нового общества. Учиться идеям
чучхе стало неодолимой тенденцией времени.

Марксизм-ленинизм – идейно-теоретическая концеп-
ция предшествующей стадии развития революционных
идей рабочего класса. Стало быть, если не видишь исто-
рических ограниченностей марксизма-ленинизма и цеп-
ляешься только за него – не жди успеха в революции и
строительстве социализма. Всем ясно, что, руководству-
ясь теорией, разработанной век назад на основе прогнозов и гипотез, невозможно как следует вести строитель-
ство социализма.

Однако, указывая на ограниченность марксизма-лени-
низма, нельзя отрицать содержащийся в нем пролетар-
ский принцип. Названные ограниченности во всяком слу-
чае связаны с временными условиями и постановкой кон-
кретно-исторических задач. Историческую ограничен-
ность марксизма-ленинизма следует преодолеть, но про-
ходящие через него красной нитью пролетарские прин-
ципы отбрасывать нельзя. Придерживаться революцион-
ных принципов рабочего класса – таково коренное требо-
вание революционного дела рабочего класса, направлен-
ного на осуществление самостоятельности народных
масс. Хотя марксизм-ленинизм имеет свои ограниченно-
сти и не смог осветить конкретные пути строительства
социализма, но если партии, строящие социализм, оста-
ются верны хотя бы одному революционному принципу
марксизма-ленинизма, то они могут тем самым застрахо-
вать себя от классового перерождения.

Сегодня империалисты и другие реакционеры, шумя о
«кризисе социализма», разглагольствуют о том, что это
означает «крушение» марксизма-ленинизма. Их болтовня,
их клевета на его основоположников имеют целью оправ-
дать их собственную реакционную софистику, что-де са-
ми идеалы социализма с самого начала были порочны и
что ошибочным было само свершение социалистической
революции.

И современные ревизионисты, шумя об «ошибках»
былых времен в строительстве социализма, связывают их
с марксизмом-ленинизмом и забрасывают грязью его ос-
новоположников. В общем-то клевета на авторитет, пре-
стиж вождя рабочего класса составляет главный аспект
реакционной сущности ревизионизма. Выступая с напад-
ками на марксизм-ленинизм и его основоположников,
современные ревизионисты преследуют цель подорвать
веру народа в дело социализма, начатое вождями рабоче-
го класса, оправдать свои контрреволюционные попытки
сойти с пути социализма и повернуть назад, на путь капи-
тализма.

Что касается ошибок, допущенных в ряде стран в
строительстве социализма, то ответственность за это ле-
жит не на марксизме-ленинизме и его основоположниках,
а на партиях тех стран, допустивших догматизм и реви-
зионизм.

В прошлом многие люди говорили, что они, мол, ру-
ководствуются марксизмом-ленинизмом в строительстве
социализма. Однако, догматически относясь к нему, они
не смогли выдвинуть новую революционную теорию,
соответствующую изменившимся историческим услови-
ям. А если догматически отнесешься к революционной
теории рабочего класса, то, вопреки ожиданию, причи-
нишь ей ущерб. Догматический подход к марксизму-
ленинизму еще более обнажил ограниченности марксиз-
ма-ленинизма, помешал выявить все преимущества со-
циализма. В частности, поднявший голову современный
ревизионизм отбросил революционный принцип рабочего
класса, что повлекло за собой губительные последствия
для строительства социализма. Вследствие ревизионист-
ской политики во многих странах партия стала нездоро-
вой, парализовалась ее руководящая роль, в обществе
захромали дисциплина и порядок, начали распоясываться
классовые враги, широко проникали веяния буржуазной
либерализации, и, наконец, общество начало страдать
идеологическими болезнями.

Догматизм и ревизионизм повлекли за собой тяжкие
последствия: в некоторых странах социализм не мог как
следует проявить свою жизненную силу и стал постепенно
перерождаться, в строительстве социализма возникли за-
труднения. Используя предоставленный им шанс, импе-
риалисты и другие реакционеры усилили яростные анти-
социалистические вылазки, а современные ревизионисты,
подстрекаемые и поддерживаемые ими, прикрываясь вы-
веской «социал-демократии», в открытую встали на путь
проведения политики капиталистической реставрации.
Социал-демократия издавна представляет собой идео-
логическое течение правого оппортунизма. Социал-
демократия, оппортунизм всяких мастей и оттенков – это
реакционные идеологические течения, которые уже давно
использовались империалистами и другими реакционе-
рами для дезорганизации коммунистического и рабочего
движения изнутри.

Империалисты и другие реакционеры, с одной сторо-
ны, прямо затаптывали марксизм в грязь и жестоко по-
давляли революционное рабочее движение, а с другой –
подкупали, использовали верхушечные слои рабочего
движения, а также отщепенцев, ренегатов революции для
выхолащивания революционной души марксизма. Итак,
появился ревизионизм, который в угоду империалистам и
капиталистам всесторонне перелицовывал марксизм, вы-
холащивая его душу. Идеологические течения ревизио-
низма весьма разношерстны, но их главная идеологиче-
ская позиция состоит в том, что они отрицают классовые
антагонизмы и борьбу между рабочим классом и классом
капиталистов, настаивают на классовом сотрудничестве
и, выдвигая на первый план только такие формы дейст-
вий, как соперничество на выборах и парламентская деятельность, отказываются от социалистической революции
и диктатуры пролетариата. Кроме того, они пытаются
затушевать классовый характер партии рабочего класса,
превратить ее в реформистскую, в бессильный дискусси-
онный клуб, приукрашивают, припудривают империа-
лизм и мешают народам в их антиимпериалистической
революционной борьбе. Ревизионизм как идеологическое
течение правого оппортунизма был разгромлен борьбой
коммунистов, но его разновидности, прикрываемые раз-
ными масками, продолжали проявлять себя. Одним из
подобных течений и является социал-демократия, ра-
тующая за так называемый «третий путь», сторонники
которого под вывесками «государственности» и «благо-
денствия» предлагают соединять «капиталистическую
экономическую эффективность» с «социальными ме-
роприятиями социалистического характера», чтобы тем
самым якобы добиться одновременно и «высокого рос-
та», и «всеобщего благоденствия». Это не что иное, как
вновь поднявшая голову оппортунистическая социал-
демократия в новой маске, которую давно использовали
изменники революции в борьбе против революционной
социал-демократии в рядах революционного движения
рабочего класса против капитала.

Реакционность и абсурдность социал-демократии, ра-
тующей за «третий путь», уже выведена историей на чис-
тую воду. Много времени прошло с той поры, когда воз-
никла такая химера, но нигде на земном шаре не найдешь
такой страны, в которой построено «общество благоден-
ствия» на этом «третьем пути». Кое-кто говорит, что в
некоторых странах осуществлен так называемый «соци-
ал-демократический курс». Но такие страны оказываются
не чем иным, как капиталистическим обществом, в кото
ром «богатые все богатеют, а бедные все беднеют» и где
господствует буржуазная демократия. В сегодняшнем
мире выбор остается только на одном из двух: либо на
капитализме, либо на социализме, – «третьего пути» быть
не может. «Третий путь», путь социал-демократии, есть
путь капитализма.

Несмотря на полное разоблачение реакционной сущ-
ности социал-демократии, сегодня современные ревизио-
нисты вновь, слегка загримировав ее, выступают с этой
концепцией. Империалисты, стремясь реализовать свою
антисоциалистическую стратегию, неприкрыто навязы-
вают странам социализма внедрение буржуазной либера-
лизации и многопартийности, капиталистической частной
собственности и рыночной экономики. Служит осущест-
влению подобной антисоциалистической стратегии импе-
риалистов правоуклонистский оппортунизм, а именно сов-
ременная социал-демократия. Социал-демократия, когда-
то представлявшая идеалы социализма в революционной
борьбе рабочего класса против гнета капитала, уже давно
злонамеренно использовалась оппортунистами и сегодня
служит в качестве орудия империалистов в их антисоци-
алистических акциях, став синонимом самой подлой из-
мены революции и социализму.

Реакционная сущность современной социал-демократии
состоит в том, чтобы добиться перерождения социализма и
повернуть его движение вспять, на рельсы капитализма.
Оппортунистическая социал-демократия прошлых времен и
социал-демократия современности ничем не отличаются
друг от друга в смысле их тяги к капитализму. Если и есть
разница между ними, то она состоит в том, что первая сыг-
рала роль тормоза на пути революционного перехода к со-
циализму, а вторая берет на себя роль поводыря, сворачивающего на путь «мирного перехода социализма к капитализму». Иными словами, первая представляет собой идеологическое течение буржуазного реформизма, а вторая – течение буржуазного реставраторства.

Приверженцы современной социал-демократии, отка-
зываясь от руководства партии рабочего класса и единого
руководства социалистического государства, шумят о
том, что они строят «гуманный и демократический со-
циализм» вместо «административно-бюрократического».
Конечно, социализм может иметь свою специфику в за-
висимости от его руководящей идеологии, от методов его
построения и управления им. Однако социализма, ото-
рванного от его основных принципов, таких, как полити-
ческое руководство партии рабочего класса и единое ру-
ководство социалистического государства обществом, ни
в коем случае быть не может. Развивается социализм
специфических форм, отличающихся друг от друга, или
он перерождается в направлении капитализма – это со-
вершенно разные вещи. Первое означает, что при неиз-
менном сохранении пролетарского характера социализм
строится и управляется в соответствии с конкретными
условиями и национальными особенностями своей стра-
ны. Преимущества социализма могут проявляться по-
разному в зависимости от его характерных черт, но в лю-
бом случае он обнаруживает свое превосходство над ка-
питализмом. Если же социализм откажется от своих ос-
новных принципов, то он, независимо от его вывески –
либо «демократический», либо «гуманный и демокра-
тический», – уже не может рассматриваться иначе, как
капиталистически перерождающийся. Если стремиться
строить по-настоящему «гуманный и демократический
социализм» вместо «административно-бюрократического»,
то следует не внедрять капиталистические методы, а еще
полнее воплощать в жизнь принципы социализма. В об-
щем-то бюрократизм есть метод правления, характерный
для старого, эксплуататорского общества, не имеющий
ничего общего с природой социалистического общества.
При социализме бюрократизм дает о себе знать потому,
что в нем еще остаются пережитки старого общества.
Протаскивание капиталистических методов ведет не к
ликвидации бюрократизма, а, наоборот, к его возрожде-
нию. Сейчас некоторые люди, объявляя себя противни-
ками «административно-бюрократических замашек», вы-
ступают с лозунгом «демократии», но это отнюдь не но-
во. Это, я бы сказал, не более чем повторение реакцион-
ной софистики ревизионистов Второго Интернационала,
которые с целью подрыва партии как организованного
отряда приклеили к демократическому централизму кле-
ветнический ярлык «бюрократического правления», а для
борьбы против диктатуры пролетариата твердили о «над-
классовой», «чистой» демократии.

Современная социал-демократия основывается на бур-
жуазных взглядах, буржуазном подходе к общественным
явлениям. Она ратует за неограниченную свободу в обще-
ственной жизни, неограниченную конкуренцию на рынке.
Смысл концепции – в том, что и в социалистическом об-
ществе должны действовать законы биологического мира,
вроде, скажем, стихийности и борьбы за существование.
По сути своей такой взгляд, такой подход реакционны, их
носители ратуют за разнузданное действие законов бур-
жуазного общества – законов джунглей.

Реакционная сущность современной социал-демо-
кратии сконцентрированно выражается во взгляде и под-
ходе к человеку.

Социал-демократия современности рассматривает че-
ловека как своего рода орудие материального производ-
ства. Однако производство, напротив, должно служить
человеку, ибо он существует не ради производства мате-
риальных благ. Так, и самая совершенная машина, если
она не поставлена на службу человеку, не более чем не-
годный кусок металла. Однако сейчас некоторые люди
даже не гнушаются попранием основных прав человека,
ставя выше материальное производство. Это можно опре-
делить хотя бы по одному такому факту: они настаивают
на использовании безработицы как средства давления на
трудящихся, обеспечивающего повышение интенсивно-
сти труда. Право на труд – одно из основных прав челове-
ка. Такой «социализм», который отнимает у трудящихся
даже право на труд, не может быть ни гуманным, ни де-
мократичным. Жестокое попрание права трудящихся
масс на труд – это явление, присущее эксплуататорскому
обществу. Капиталисты рассматривают человека как сво-
его рода товар, как придаток к машине. Для них трудовой
народ становится значимым существом лишь в том слу-
чае, когда он приносит им прибыль. Ценность человека
измеряется деньгами и вещами – вот в чем состоит
общность точки зрения современной социал-демократии
и буржуазных взглядов.

Социал-демократия современности рассматривает че-
ловека не как существо, обладающее самостоятельным
сознанием, а как такое существо, которое преследует
только удовлетворение материальных запросов отдельно-
го человека. Некоторые люди, абсолютизируя лишь мате-
риальное стимулирование отдельного человека, ратуют за
превращение всех человеческих отношений в товарно-
денежные. Если рассматривать человека как существо,
стремящееся к удовлетворению материальных потребно-
стей обособленной личности, то такая точка зрения явля-
ется порочной, ибо носители ее видят в человеке низмен-
ное существо.

Социал-демократия наших дней рассматривает чело-
века не как сильное существо, обладающее творческими
способностями, а как такое существо, которое подчиняет-
ся материально-экономическим условиям. Исходя из по-
добного взгляда, некоторые люди видят основной фактор
общественного развития не в воспитании человека силь-
ным существом и повышении его творческой роли, а в
объективных условиях и разыгрывают затеи с перестрой-
кой экономической системы.

Точка зрения и позиция современной социал-демо-
кратии по вопросам общественно-исторического развития –
буржуазные. Следовательно, путь современной социал-
демократии не ведет к социалистической демократии, он
не может рассматриваться иначе, как путь буржуазной
демократии.

Современная социал-демократия – продукт иллюзий в
отношении капитализма. Сейчас некоторые люди строят
иллюзии в отошении «материального процветания» раз-
витых капиталистических стран до того, что они в порыве
такого самообольщения отбрасывают революционные
принципы. Анализ исторических условий и особенностей
пути, пройденного развитыми капиталистическими стра-
нами и странами социализма, не дает оснований для того,
чтобы впасть в подобные нелепые иллюзии. Развитые
капиталистические страны уже давно встали на путь ка-
питалистического развития, а страны социализма в про-
шлом оставались или экономически слаборазвитыми
странами, или колониями, или полуколониями. Развитые
капиталистические страны добились своего «материаль-
ного процветания» за счет жестокой эксплуатации тру-
дящихся и неоколониалистского грабежа в странах
третьего мира, однако социалистические страны не могут
идти таким путем. Страны социализма обладают несрав-
ненными преимуществами в области экономического
развития, но они пока еще в сфере материальной жизни
относительно отстают по сравнению с развитыми капита-
листическими странами. Если не видеть особенностей
развития экономики в развитых капиталистических и со-
циалистических странах, если учитывать только нынеш-
нюю степень их экономического развития, то нельзя бу-
дет точно понять основное различие между социализмом
и капитализмом. Несмотря на это, некоторые люди, строя
иллюзии в отношении капиталистического общества, за-
крывают глаза на его эксплуататорскую сущность и гни-
лость и видят лишь его внешний роскошный блеск. Они
не замечают там слоняющихся по улицам безработных,
нищих и беспризорных сирот, смотрят только на соблаз-
нительные роскошные витрины с товарами, удовлетво-
ряющими извращенный вкус богачей-толстосумов.

Современная социал-демократия – продукт капитуля-
ции перед империализмом. В отношении социалистиче-
ских стран империалисты, с одной стороны, угрожающе
размахивают ядерным оружием, а с другой – звеня ко-
шельками, соблазняют людей. Перед подобным давлени-
ем, перед такими ухищрениями империалистов некото-
рые люди идут на любые уступки, вплоть до того, что
капитулируют перед их требованием – отказаться от со-
циалистических принципов и внедрять капиталистиче-
ские методы. Так называемое «новое мышление», о кото-
ром трубят эти люди, – это не что иное, как реакционный
софизм, используя который, они приукрашивают, при-
пудривают империалистов, идеологически разоружаются
перед ними, стремятся в угоду им перестроить социализм
и восстановить капитализм.

Современная социал-демократия, расчищающая путь
для «мирного перехода социализма к капитализму», не
сможет избежать своего краха, подобно всяким разно-
видностям оппортунизма былых времен. Сегодня она рас-
пространяется в ряде стран как своего рода опасное идео-
логическое течение, но ее крушение неизбежно. Одно
время и ревизионизм, возникший в недрах Второго Ин-
тернационала, стал международным течением и распро-
странялся почти во всех подведомственных ему партиях,
заставив международное коммунистическое движение
переживать суровые испытания и перипетии, но в конеч-
ном счете он потерпел крушение.

В странах, где современная социал-демократия ныне
распоясывается, уже происходит большой хаос во всех
сферах общественной жизни. «Демократия» и «многопар-
тийность» ведут не к демократизации общества, а к поли-
тическому мракобесию. Партия рабочего класса разруша-
ется пробравшимися в нее политическими мошенниками,
под вывеской «политического плюрализма» поднимают
голову все и всякие разношерстные антисоциалистиче-
ские партии и организации, которые сеют смуту среди
народа и вводят его в заблуждение и уже держат в руках
парламент и правительство. Социал-демократия совре-
менности своими действиями ведет к обострению межна-
циональных и межрегиональных конфликтов и противо-
речий, к расколу общества. Капиталистическая рыночная
экономика, внедряемая современной социал-демократией,
порождает спад производства, резкий рост цен на товары,
массовую безработицу и резкие различия между богаты-
ми и бедными, делает жизнь народа все более тяжкой.
Вихри буржуазной либерализации, поднятые «гласно-
стью» и «открытостью», дают «зеленый свет» в обществе
всякой преступности, прогнившему буржуазному образу
жизни и аморализму. Такова реальная картина, порож-
денная политикой «перестройки» и «реформ», проводи-
мой современными социал-демократами.

Действительность – суровый судья. Созданный совре-
менной социал-демократией искусственный кризис ясно
показывает, что какие бы то ни было ухищрения, направ-
ленные на осуществление капитализации социалистиче-
ского общества под видом социал-демократии, не могут
избежать полного провала. Открывается все подлинное
контрреволюционное обличье современной социал-
демократии, приверженцы которой всецело отвергают
дело социализма, свершенное ценой крови и пота народа,
очерняют его историю и соблазняют людей слащавыми
фразами. И те, кто был обольщен манипуляциями совре-
менной социал-демократии, постепенно осознают ее ис-
тинную суть и возвышают свои проклятия. Социал-
демократия современности становится объектом осужде-
ния со стороны настоящих революционеров многих стран
мира, народов социалистических стран и других прогрес-
сивных людей земного шара.

Современная социал-демократия, поощряемая и наусь-
киваемая империалистами, наносит серьезный ущерб делу
осуществления самостоятельности народов, делу социали-
зма, но социализм, преодолев родовые муки, продолжит
прокладывать себе путь к победе. Никакая сила не может
преградить народам путь к самостоятельности, к социали-
зму. Социализм – это не чья-то выдумка. Это чаяние,
стремление человечества. Человеческое общество идет к
социализму – таков закон развития истории. Люди издавна
стремились и стремятся к новому обществу, обществу са-
мостоятельности, свободному от эксплуатации и гнета, где
все будут жить в равенстве и счастливо. Такие стремления
возрастают с каждым днем. Там, где царят эксплуатация и
гнет, есть, как правило, и сопротивление. Хотя капитализм
еще может развиваться, скажем, экономически, но он не в
силах сделать явью чаяния народных масс, стремящихся
жить самостоятельно в равенстве.

Рост материальных благ не приводит к ослаблению
сопротивления трудящихся масс, выступающих против
эксплуатации и гнета. Материальные богатства человече-
ства с течением истории приумножались, однако борьба
народов против эксплуатации и гнета постоянно набирала
силу. Таков закономерный результат развития эксплуата-
торского общества, где «богатые все богатеют, а бедные
все беднеют». «Материальное процветание» капитализма
лишь обостряет антагонизм между двумя полюсами –
когда «богатые все богатеют» и «бедные все беднеют».
Тем самым империализм, капитализм все глубже вверг-
нется в безвыходную пропасть политического и экономи-
ческого кризиса. Если империалисты и их прихвостни
будут продолжать упорно навязывать «мирный переход
социализма к капитализму», то они столкнутся с нарас-
тающим протестом народов. Народы наших дней уже не
те, что были в прошлом, когда они еще только стреми-
лись к социализму, знали его лишь в теоретическом пла-
не. Они на своем собственном опыте познали преимуще-
ства социалистического строя, свободного от эксплуата-
ции и гнета. Настоящие революционеры и с каждым днем
идеологически пробуждающиеся народы мира не будут
просто сидеть сложа руки, наблюдая интриги и происки
империалистов и их холуев, а будут возвышать голос
проклятия и протеста, подниматься на активную борьбу
против них. Настоящие революционеры и прогрессивные
народы мира желают, чтобы продолжали идти к социа-
лизму те страны, которые придерживаются революцион-
ных принципов в борьбе против гнусных акций империа-
листов и их отголосков. В частности, они оказывают
большое доверие нам и возлагают на нас огромные наде-
жды. Ведь мы, высоко неся знамя идей чучхе и надежно
обеспечивая преемственность дела революции, строим
социализм, служащий интересам народных масс. Они
страстно желают нам еще полнее выявлять преимущества
социализма.

Мы должны глубоко помнить, что на нас возложена
высокая историческая миссия – еще лучше вести строи-
тельство социализма нашего образца не только для про-
цветания нашей Родины и счастья нашего народа, но и
для осуществления дела самостоятельности человечества,
для достижения окончательной победы социализма. С
таким чувством нам следует основательно вооружиться
идеями чучхе, являющимися идеологической основой
социализма нашего образца, последовательно претворять
их в жизнь и еще более энергично вести революцию и социалистическое строительство.